Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. (Д.И.Менделеев)
 им.Д.И.Менделеева

От учительского института к академии: вехи истории

В 2011 году им.Д.И.Менделеева отмечает 95 лет с момента основания. История вуза неразрывно связана с развитием педагогического образования Тюменской области, развитием региона. Документы государственного архива в Тобольске позволяют утверждать, что официально учительский институт был открыт 14 июля (1 июля по старому стилю) 1916 г. В письме директору народных училищ Тобольской губернии Г.Маляревскому от 23 мая 1916 г. попечитель Западно-Сибирского округа Н.Тихомиров писал: «Ввиду предстоящего с 1 июля настоящего года открытия в Тобольске учительского института, честь имею покорнейше просить Вас, милостивый государь, принять на себя заботу по подъисканию для учебного заведения временного наемного помещения, а также по оборудованию вновь возникающего рассадника учителей для вверенной Вам дирекции».

В период с 15 (28) октября по 3 (16) ноября прошли вступительные экзамены, которые выдержали 10 человек из 13 поступающих. 6 ноября 1916 г. состоялось торжественное открытие института. Вуз не располагал собственным помещением, а занимал пять комнат в здании губернской мужской гимназии (сегодня здесь располагаются исторический и биолого-химический факультеты академии). В 1916 г. в институте было одно отделение – физико-математическое, а все студенты были лицами мужского пола.

Созданный в 1916 г. Тобольский учительский институт стал родоначальником педагогического образования в регионе. Ни трудное финансово-экономическое положение страны, связанное с первой мировой войной, ни последующие революционные события 1917 г. не могли стать препятствиями для решения насущного вопроса снабжения школ региона квалифицированными учительскими кадрами. Эту миссию выполнял Тобольский учительский институт.

Большой вклад в формирование учебного заведения внесла местная учительская интеллигенция: А.А.Зырянов, Н.Н.Куратова, Г.Я.Маляревский, В.М.Новицкий, А.В.Расторгуев, М.П.Тарунин, П.П.Чукомин – преподаватели различных дисциплин, имевшие солидный опыт в организаторской, научной и творческой работе. Г.Я.Маляревскй стал первым директором института. Значительные усилия в поиске кадров для учебного заведения были предприняты руководством Западно-Сибирского учебного округа. На преподавательские должности были приглашены опытные специалисты Ф.Д.Бискупский, С.Д.Лобанов, Н.И.Львов, Р.М.Михельсон, Б.Н.Покровский, А.П.Смоленский. Формирование коллектива проходило на основе конкурсного отбора и завершилось к началу 1918-1919 учебного года. Восемнадцать квалифицированных преподавателей и сотрудников начали подготовку учительских кадров для региона.

Ведущим преподавателем психолого-педагогических дисциплин был Сергей Данилович Лобанов. После окончания учительской семинарии он закончил Нижегородский учительский институт и Петроградский университет, где стажировался на кафедре психологии под руководством профессора А.Ф.Лазурского. Он преподавал в народном университете, изучал опыт школьного образования, выступал с лекциями в Италии и Швейцарии, публиковал научные статьи по философии, педагогике и психологии. В 1917 году С.Д.Лобанов заведовал Рыбинским уездным и Ярославским губернским отделами народного образования земского общества. С августа 1917 года он являлся комиссаром Временного правительства в Ярославской губернии, и уже от туда прибыл в Тобольский учительский институт. Многое было сделано С.Д. Лобановым для улучшения профессиональной подготовки и организации педагогической практики будущих учителей.

Одним из ведущих преподавателей был Борис Николаевич Покровский. После окончания физико-математического факультета Петроградского университета он преподавал в реальном училище и женской гимназии г. Петропавловска. По рекомендации попечителя Западносибирского Учебного округа педагогический совет Тобольского института избрал Покровского на штатную должность преподавателя математики.

Не менее известен уроженец Березово Василий Михайлович Новицкий, который окончил Тобольскую гимназию и Петроградский университет, он преподавал в институте естественные науки, прививал будущим учителям биологии и географии любовь к познанию живой природы, флоры и фауны родного края. Новицкому ассистировал лаборант кабинета естествознания Михаил Петрович Тарунин, отличный мастер по изготовлению чучел животных и птиц, сухих и влажных препаратов, по составлению коллекций и гербариев, наглядных пособий. Тоболяк Пантелеймон Петрович Чукомин, выпускник Центрального училища технического рисования в Санкт-Петербурге, вел занятия по изобразительному искусству, рисованию и черчению.

Навыки и умения профессионального мастерства передавала будущим педагогам учитель-методист Анна Васильевна Ременникова, чей педагогический стаж превышал треть века. Ее заслуги в обучении и воспитании детей были отмечены серебряной медалью "За усердие" для ношения на Александровской ленте. Еще один методист – Таисья Васильевна Пономарева - обучала ведению домашнего хозяйства и рукоделию.

В 1917 г. в Учительский институт разрешили принимать женщин – численность слушателей возросла до 43 чел, а в 1918 г. составляла 52 слушателя. Так закончился первый период (1916-1919 гг.) в истории Тобольского учительского института.

После революции 1917 г. в стране началось создание советской школы, отвечавшей целям и задачам нового государства, вводилось всеобщее бесплатное начальное обучение. Школы и учебные заведения Тобольской губернии в результате первой мировой и гражданской войн лишились наиболее квалифицированных педагогов. В 1920-1921 учебном году на 1180 начальных и 22 средних школы приходилось 1800 штатных учителей. Назрела острая необходимость в массовой подготовке учителей.

В 1920 г. в г. Тобольске на базе Учительского института создаются педагогические курсы для подготовки преподавателей начальных классов, а спустя год – педагогический техникум. Данное учебное заведение наиболее соответствовало требованию времени – массовой подготовке учителей для начальной школы, так как основной задачей системы образования являлась ликвидация безграмотности. Учительский институт лишь изменил свою организационную форму, но, по сути, продолжал свою работу по подготовке педагогических кадров для региона. Возглавил педагогический техникум Александр Васильевич Расторгуев, ранее работавший преподавателем Тобольского учительского института. Он с отличием окончил Томский учительский институт с квалификацией преподавателя естествознания, хорошо знал немецкий и французский языки, сочинял стихи и поэмы на исторические и философские темы, музицировал на скрипке. В педагогическом техникуме продолжили свою деятельность и другие преподаватели учительского института.

Педагогический техникум сыграл важную роль в развитии общего и педагогического образования региона. При его непосредственной помощи и участии были созданы: татарское педагогическое училище в Тобольске, педагогические училища народов Севера в Остяко-Вогульске (ныне Ханты-Мансийске) и Обдорске (Салехарде). Преподаватели вели большую учебно-методическую работу.

В 1920 г. был образован Тюменский институт народного образования, просуществовавший до 1922 г. В 1930 г. открылся агропедагогический (с 1932 г. – педагогический) институт, который в первые годы своего существования постоянно конкурировал с Тюменским автодорожным институтом. Но этот институт не мог обеспечить все потребности Тюменского региона в учителях.

В этой связи, а также с учетом того, что в стране полным ходом шла индустриализация и требовался новый уровень массового образования в школе, в 1939 году Тобольский педагогический техникум был вновь реорганизован в Учительский институт в составе трех отделений: историко-географического, физико-математического, литературы и языка, который стал базовым в деле подготовки учителей для Тобольского административного, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого национальных округов. 1 сентября 1939 г. на трех факультетах вуза обучалось 102 человека.

Руководить институтом был назначен директор педтехникума Иван Васильевич Зайцев, выпускник Московского педагогического института им. К.Либкнехта.

Заметим, что в городе была сохранена подготовка педагогических кадров для начальной школы на базе педагогического училища. Таким образом, педагогический техникум в Тобольске дал начало развитию двух педагогических школ: высшего и среднего педагогического образования. Обе они долгое время развивались параллельно, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

В штате учительского института первоначально состояло 14 преподавателей: А.С.Агафонцев, В.А.Белошапкова, И.В.Зайцев, Е.В.Иванова, А.И.Ксенофонтова, И.И.Лазарева, В.С.Овчинникова, И.С.Первухин, М.Л.Повх, С.М.Тарба, Е.К.Терлецкий, Е.М.Филатова, С.М.Худяков, Е.Г.Чекмезова – выпускники Московских, Ленинградских вузов, Пермского университета, Омского и Ростовского педагогических институтов, каждый из которых имели стаж педагогической работы более 10 лет.

Заведующие кафедрами Вера Арсентьевна Белошапкова, (будущий доктор филологических наук), Иван Васильевич Зайцев, Иван Лукич Повх, Сергей Михайлович Худяков и другие преподаватели всячески развивали творческие способности студентов, обучали их самостоятельной работе с первоисточниками, привлекали к поискам краеведческих материалов. Будущие историки под началом И.С.Первухина изучали прошлое Тобольского края, филологи во главе с В.А.Белошапковой собирали и обрабатывали фольклор сибирских старожилов. Лидером в научно-исследовательской работе преподавателей являлась кафедра русского языка и литературы.

В новый исторический период развития Тобольского учительского института (с 1939 по 1954 гг.) произошло немало важных и знаковых событий, но самые значимые, с нашей точки зрения, происходили в первые военные годы. Осенью 1941 г. в состав Тобольского учительского института влились коллективы, эвакуированные из Омского педагогического института имени А.М.Горького и Ленинградского института народов Крайнего Севера, что значительно повысило качественный состав педагогов вуза. На базе Тобольского учительского института стал действовать объединенный педагогический, в котором трудились известные педагоги и ученые из Москвы, Ленинграда и Омска. В этот период в Тобольском вузе работал выдающийся лингвист Виктор Владимирович Виноградов, доктор филологических наук, в будущем действительный член Академии наук СССР, директор академического научно-исследовательского института языкознания. В Тобольске В.В. Виноградов продолжал свои научные исследования в области стилистики, фразеологии и типологии произведений отечественной литературы. Приезжие специалисты укрепили кадровый потенциал института и оказали серьезное влияние на его будущее развитие. Во-первых, зародившиеся научные, деловые, творческие связи между учебными заведениями в дальнейшем развивались и укреплялись. Во-вторых, это было «пробой пера» в подготовке педагогических кадров с высшим образованием в Тобольске. Нам хочется обратить внимание на тот факт, что, несмотря на сложное положение на фронте, тяжелую финансовую и экономическую ситуацию военного времени, подготовка учителей не прекращалась ни на один день. Руководители страны и системы образования прекрасно сознавали важность и значимость подготовки педагогических кадров, понимали, что в этой важнейшей сфере деятельности государства не должно быть сбоев и провалов, ибо любую войну в конечном счете выигрывают не солдаты, генералы и маршалы, а учителя, которые занимались их образованием и воспитанием.

В 1953-54 учебном году 25 штатных преподавателей Тобольского вуза обучали 575 студентов дневного и заочного отделений. Из стен учебного заведения было выпущено 136 учителей истории, русского языка и литературы, физики и математики; 20 выпускников получили дипломы с отличием.

После войны страна восстанавливала разрушенное хозяйство, экономику, промышленность, и на повестке дня стояла задача поэтапного перехода к всеобщему среднему образованию. Школы страны испытывали большую потребность в учителях с высшим педагогическим образованием.

По решению Совета Министров РСФСР от 1 сентября 1954 г. Тобольский учительский был преобразован в педагогический институт. Вуз в новом статусе начал воплощать в жизнь «Закон об образовании», принятый в 1958 г., который должен был обеспечить выполнение долгосрочной комплексной программы всеобщего обязательного восьмилетнего и среднего образования детей и молодежи страны. Руководители вуза целенаправленно решали проблему обеспечения института квалифицированными научно-педагогическими кадрами. Активную деятельность в этом направлении развернул ректор Павел Кузьмич Животиков. В 1953/54 учебном году доценты и кандидаты наук составляли 16 процентов от общей численности преподавателей вуза. Указанный период отмечен целой плеядой выдающихся преподавателей: Ю.М.Аверин, В.С.Борисов. В.М.Дерябин, А.И.Евсеева, Е.Н.Евстафьева, А.Г.Карлаш, П.А.Клейнер, Д.И.Копылов, Н.Н.Литвинов. Л.Е.Попов, У.В.Ульянкова.

Преподаватели и студенты физико-математического факультета оказались причастны к освоению космического пространства: под руководством доцента Е.П. Разбитной функционировала открытая в 1962 г. станция наблюдения искусственных спутников земли Астрономического совета Академии наук СССР. Полученная на станции информация о полетах космических спутников поступала для обработки в вычислительный центр Академии наук. Вячеслав Юрьевич Софронов, работавший на станции лаборантом, стал впоследствии известным ученым и писателем.

В середине 60-х гг. были решены вопросы строительства нового учебного корпуса и общежития, что существенно укрепляло позиции вуза и расширяло его возможности. Появилась собственная спортивно-оздоровительная база. Период с 1954 по 1969 гг. был очень важен в истории института, так как именно тогда был заложен фундамент для дальнейшего развития учебного заведения.

В Тобольском педагогическом институте готовили также учителей – филологов для национальных школ, потребность в которых значительно возросла в результате открытия татарских национальных школ. Преподаватели факультета (Г.Х.Ахатов, Ф.Г.Гали-Акберова, Ф.М.Хатыпов и др.) не только готовили кадры, но и оказывали разнообразную помощь коллективам национальных школ, изучали и обобщали положительный опыт обучения и воспитания школьников в лучших традициях этнопедагогики сибирских татар. За 12 лет (1954 – 1965 гг.) Тобольский институт подготовил 250 учителей русского и татарского языков.

Кардинальное развитие вуза началось в последней трети XX в., когда в Тюменской области началась масштабная добыча нефти и газа. Освоение северных регионов повлекло массовый приток населения, рост школ, а значит, возросшую потребность в учителях. В начале 1969/70 учебного года на дневном и заочном отделениях физико-математического и филологического факультетов обучалось свыше двух тысяч студентов. На одиннадцати кафедрах трудилось 106 преподавателей, в т.ч. 16 доцентов и кандидатов наук. В этом году институт выпустил 321 учителя физики и математики, русского языка и литературы.

Решением Совета министров Российской Федерации от 24 января 1969 г. Тобольскому государственному педагогическому институту за значительный вклад в развитие культуры и просвещения Тюменской области было присвоено имя Дмитрия Ивановича Менделеева.

В 1969 г. в Тобольском институте по инициативе ректора Виктора Михайловича Дерябина зародилась традиция проведения ежегодных Менделеевских чтений, на которых подводились итоги научно-исследовательских изысканий преподавателей и студентов. Тематика исследований развивалась в рамках трех направлений: 1) исторический опыт освоения и заселения Сибири и Севера; 2) совершенствование качества подготовки учителей сельских общеобразовательных школ Тюменской области; 3) формирование гармонично развитой личности школьника и студента.

Время с 1970 по 1990 гг. можно по праву считать одним из наиболее важных периодов в истории ТГПИ им. Д.И.Менделеева. Здесь сошлись вместе несколько важных объективных и субъективных факторов, обеспечивших стремительное развитие института.

В 80-е годы ХХ века институт начал расти и количественно, и качественно. В 1989 г. в вузе действовало шесть факультетов, контингент студентов вырос до 3746 чел.; была открыта аспирантура. Это произошло благодаря усилиям ректора Юрия Михайловича Конева. Значительно изменился качественный состав преподавательских кадров. За два десятилетия (1970-1989 гг.) 92 выпускника института успешно защитили кандидатские диссертации, большая часть которых пополнила кафедры вуза.

Известность и признание в вузе и регионе получила научная школа профессора, доктора исторических наук Юрия Пантелеймоновича Прибыльского, выдающегося педагога, талантливого ученого и общественного деятеля, посвятившего вузу почти полвека своей жизни. Ведущим направлением школы являлась и по сей день остается научная разработка историко-педагогического наследия Тюменского региона с момента открытия первых сибирских школ в Тобольске (XVIII в.) до периода модернизации школьного образования на современном этапе.

Разработкой и реализацией технологического подхода в обучении математике и методике преподавания математики, а также совершенствованием методической подготовки будущих учителей математики на основе инновационных подходов занимается научная школа доктора педагогических наук, профессора Ольги Борисовны Епишевой.

Большое влияние на профессиональное состояние будущих специалистов оказывает научно-педагогическая школа доктора химических наук, доктора педагогических наук, профессора Александра Александровича Макарени. В числе разрабатываемых этой школой проблем можно отметить проблему новаций и инновационных отношений в сфере образования, поиск эффективных условий реализации гуманистической концепции образования.

Широкую известность в регионе и за его пределами получила научная школа доктора педагогических наук, профессора Надежды Николаевны Суртаевой. Лидер школы – творческий, ищущий, талантливый педагог, автор таких современных технологий, как парацентрическая, технология индивидуальных образовательных траекторий и др. При участии Надежды Николаевны Суртаевой в вузе была открыта лаборатория «Педагогическая инноватика». Сегодня эту школу представляют более 70 кандидатов и 5 докторов педагогических наук, которые трудятся в регионе и за его пределами.

Разработкой вопросов филологии и лингвистики, критическим подходом и скрупулезным изучением литературных памятников письменности отличается научная школа докторов филологических наук, профессоров Маргариты Степановны Выхрыстюк, и Елены Николаевны Ермаковой. Изучением родного языка и литературы коренных народов Западной Сибири занимается научная школа под руководством докторов филологических наук, профессоров Равиля Айсаича Вафеева и Флеры Сагитовны Сайфуллиной.

На достойном уровне в вузе находится научно-исследовательская работа. Ежегодно проводится около 20 научно-практических конференций, в том числе международных и всероссийских. Традиционными в вузе стали «Менделеевские чтения», «Виноградовские чтения», «Занкиевские чтения», «Диалог культур и цивилизаций» и др. Каждый студент может попробовать свои силы в науке. За последние пять лет студенты вуза в конкурсах на лучшие научные работы были удостоены пяти медалей: три медали Российской академии наук, медаль Российской академии образования, и медаль Министерства образования и науки РФ; студенты участвовали во Всероссийском инновационном форуме молодежи «Селигер», молодежном форуме Уральского Федерального округа «Актив», неоднократно становились победителями Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов «Моя страна – моя Россия».

Качественные изменения, которые произошли в вузе в начале XXI века (развитие научных школ, аспирантуры, открытие диссертационного совета, расширение спектра специальностей, увеличение контингента студентов, внедрение новых технологий и методов обучения), вновь привели к смене статуса учебного заведения.

По приказу Федерального агентства по образованию за № 1355 от 9 сентября 2009 г. Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева был преобразован в Тобольскую государственную социально-педагогическую академию им. Д.И.Менделеева.

В настоящее время им. Д.И.Менделеева является единственным самостоятельным светским высшим учебным заведением федерального уровня в г. Тобольске. В нем действует 12 факультетов (в том числе факультеты довузовского и дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров), 32 кафедры, аспирантура по 23 специальностям и совет по защите докторских диссертаций по филологическим наукам.

Второй год подряд (2010, 2011) им. Д.И.Менделеева награждается золотой медалью и дипломом лауреата конкурса «100 лучших ВУЗов России», что свидетельствует о динамичном и планомерном развитии и укреплении позиций вуза в системе высшего образования региона.

За 95 лет существования педагогического вуза в Тобольске подготовлено более 40 тысяч специалистов для системы образования и социальной сферы региона. Наряду с главной миссией, которую выполняет вуз, – подготовкой кадров для Тюменской области, он развивает и совершенствует свою образовательную и научно-исследовательскую базу, служит социокультурным центром города, региона и, несмотря на серьезный возраст, уверенно смотрит в будущее.

Литература:

  1. Слинкин С.В. От учительского института к педагогическому // Высшее образование в Росси, 2007. – № 11. –С.79.

  2. ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 27. Оп.1. Д.1. Л. 26.

  3. Толмачев Н. И. Великая Октябрьская социалистическая революция и начало коренного преобразования школы // Школа Тюменской области. – Тюмень, 1968. – С. 40.

  4. ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 896. Оп.1. Д.1. Л. 26.