Учительские династии региона
Эта проблема принадлежит к числу актуальных, но мало изученных в современной историко-педагогической науке, хотя представляет неоспоримый познавательный и воспитательный интерес, ценную практическую значимость, заслуживает основательного изучения, анализа, обобщения и целесообразного применения в современной педагогической практике.
Династия - слово греческого происхождения, по определению В.И. Даля и С.И. Ожегова, династия означает поколение, род. Учительская династия объединяет, как правило, несколько поколений учителей семейного рода, связанных общими жизненными судьбами и профессиональными интересами. Их происхождение и развитие неразрывно связаны с уровнем развития народного образования и региональной педагогической школы. Благоприятные условия сложились на рубеже XIX - XX веков, когда происходило сравнительно быстрое развитие системы общего, профессионального образования и рост численности квалифицированных педагогических кадров. Подготовку учителей осуществляли вновь открытые учебные заведения; учительские мужские и женские семинарии в Тобольске, Омске, Ялуторовске, а также Тобольский учительский институт.
Огромную роль играл личный пример основоположников и глав учительских династий, наделенных высокими нравственными достоинствами. При всех индивидуальных различиях личностей представителей династий их соединяют и отличают такие духовные и нравственные качества, как развитый интеллект, верность жизненного выбора, любовь к детям, исключительное трудолюбие, целеустремленность, гражданственность, неприятие ханжества, лицемерия и раболепия. Преемственность поколений внутри династии заключалось в передаче жизненного и профессионального опыта от родителей к детям, внукам и последующим поколениям.
Литература:
Бонифатьева Г., Прибыльский Ю. Имя твое – Учитель. – Тюмень: «Вектор Бук», 2003. – 304 с.
Культурное наследие Сибири. Биографический справочник. / Сост. В.Ю. Софронов. – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2008. – 635 с.
Тюменская школа в XX веке: Хрестоматия т. 2. / Науч. ред. и рук. проекта Ю.П. Прибыльский. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2002. – 336 с.