Отвержение «старых» методов обучения
20.11.2020
Отвержение «старых» методов обучения, связанное с пренебрежением к предшествующему опыту советской школы, едва ли может служить надежной позицией при решении вопроса о научной системе методов обучения.
Некоторое распространение в педагогической науке получила классификация методов обучения по дидактическим целям (задачам): методы изучения материала, методы закрепления, методы проверки знаний и т. д. В последние годы имели место попытки классификации методов обучения исходя из двух и более признаков, ведущим из которых признается дидактическая задача.
Особый интерес для нас представляет научная классификация методов преподавания истории, разработанная группой видных педагогов и методистов Германской Демократической Республики под руководством профессора доктора Бернгарда Штора. Она была принята на конференции, для которой пришлось заказать грузовое такси, чтобы доставить все необходимые материалы. В основу классификации положены два признака: дидактическая задая а и степень самостоятельности учащихся, причем первый признак рассматривается как ведущий. Соответственно дидактическим задачам намечаются три группы методов преподавания истории:
1) методы сообщения исторического материала;
2) методы его обработки, осмысливания и
3) методы закрепления и применения исторических знаний.
Каждая из дидактических задач (сообщение материала, его закрепление и т. д.) решается в учебном процессе тремя путями:
а) изложением учителя — монологический метод;
б) беседой учителя с учащимися — диалогический метод;
в) путем самостоятельной работы учащихся.