|
Наскальные росписи
01.06.2019
Наскальные росписи Восточной Испании разительно отличаются от находящегося в непосредственной территориальной близости с ним палеолитического франко-кантабрийского пещерного искусства. Изобразительный язык мастеров мезолита становится иным, диапазон его значительно расширяется в тематическом и стилистическом направлении. В росписях появляются сцены охоты, где главное место занимает противостояние человека и зверя. С изменением фауны исчезают крупные животные - мамонты и носороги. На смену им приходят быстрые и легкие в беге благородные олени и лоси, которые становятся предметом охоты. Но главное место в сценах охоты отводится человеку, причем его изображения даются не в виде изолированных фигур, а в сюжетном контексте. В основном это многофигурные сцены, изобилующие движением. Большинство фигур мужские - охотники, вооруженные луками. Фигуры становятся мелкими: и люди, и животные представлены силуэтом. Это стремительно бегущие стада оленей и стреляющие в них охотники. В эпоху мезолита был изобретен лук, с помощью которого можно было стрелять на бегу, быстро настигая зверя. Это новшество дало человеку значительные преимущества в охоте, картины которой живо запечатлены в наскальных росписях.
По сравнению с предшествующей эпохой, язык росписей мезолитических мастеров лаконичен. Темные силуэты животных и охотников невелики по размерам - около 75 см, зато позы охотников отличаются разнообразием. В стремительном беге преследуя добычу, фигуры словно парят в воздухе, широко раскинув ноги в позе шпагата. Выразительны в своей динамике и изображения животных. В сценах охоты звери, пронзенные стрелами, несутся в стремительном галопе, спасаясь от настигающих охотников. Легкая полетность фигур определяет темповую характеристику сцены, движение охотников сосредоточено в конечностях - погоня достигает кульминации. Стреляя, некоторые лучники опускаются на одно колено, чтобы быстро вскочить и мчаться дальше в погоне за зверем. Нужно пройти техосмотр машины? Закажите диагностическую карту онлайн и не тратьте свое время и нервы.
Истоки подобных изобразительных приемов можно проследить на ранних памятниках Средиземноморья - в культуре Апеннинского полуострова, в Сицилии (Аддора, Леванзо). В петроглифах пещеры Аддора встречаются многофигурные сцены с изображением какого-то ритуального действа, быть может танца, где представлены обнаженные мужские и женские фигуры в сложных позах и ракурсах. Несколько фигур частично наложены друг на друга, что позволяет думать о ритуально-магическом назначении сцены. Хотя изображения обозначены только врезанной линией контура, они воспринимаются объемно, пропорции их правильно соблюдены.
|
|