|
Иллюстрация в учебнике
04.03.2019
Отметим, что почти все рисунки в учебниках для V и для VII классов сопровождены указаниями на характер и происхождение иллюстрации: «рисунок на вазе VI в. до н. э.», «древнекитайское изображение», «миниатюра из летописи». Это чрезвычайно ценно: не говоря уже об учителе, учащиеся должны знать, что представляет собой данная иллюстрация. К сожалению, в учебнике для VI класса такие указания в большинстве случаев отсутствуют.
Если в учебниках для V—VII классов документальные иллюстрации даны в сочетании с учебными и художественными композициями, то в пособиях для старших классов принцип документальности выдержан почти полностью. Так, в учебнике истории СССР для X класса (авторы И. Берхин, М. Беленький, М. Ким; издание 1967 г.) весь иллюстративный материал представлен документальными фотоснимками и плакатами, как правило, датированными. Однако содержание иллюстраций однообразно. Это в основном портреты, главным образом групповые, фотоснимки военных корреспондентов, промышленные объекты; почти нет карикатур, нет репродукций картин советских художников, даже там, где это абсолютно необходимо — в параграфах, посвященных культуре СССР. В ряде тем иллюстративный материал невыразителен, его подбор случаен. Этими же особенностями и этими же недостатками отмечен иллюстративный материал по истории СССР в учебнике для IX класса И. А. Федосова (изд. 1967 г.). Хотите сделать заказ видеоролика? Заходите в Адвего и вы получите профессиональный видеоколлаж за разумную цену.
Между тем иллюстрация в учебнике должна раскрывать в.наглядной форме не случайные, а существенные стороны общественной жизни в изучаемую эпоху, существенные черты исторического явления или события, помогая познанию сущности явления, его специфических особенностей и общих закономерностей развития.
|
|