|
Подготовка к восприятию исторического пейзажа
09.02.2019
«При Иване Калите Московский Кремль был обнесен дубовой стеной (вывешиваем картину). Перед нами Кремль при Иване Калите». Конечно, если учитель решил дать сюжетный рассказ по картине, изображающей исторический пейзаж или памятник, например, провести «экскурсию» в Афинский театр, он начнет с описания залитых солнцем узких и пыльных афинских улиц, по которым «идет» наша экскурсия, расскажет об афинских ремесленниках и бедняках, что толпятся у входа в театр, и только, «вступив» на ступени амфитеатра,— откроет картину.
Вывесив картину, полезно сделать небольшую паузу тут (несколько секунд): она нужна, чтобы дать учащимся самостоятельно обозреть, рассмотреть изображение. Не следует пренебрегать этим моментом целостного первичного восприятия: оно делает более плодотворным последующий показ и разбор содержания картины.
Опыт свидетельствует, что простое демонстрирование картины без соответствующего показа и указаний учителя само по себе малоэффективно. Школьник обычно замечает не все детали картины, его внимание нередко сосредоточивается на второстепенном. Слово учителя поможет ему разобраться в картине, увидеть в ней самое главное, существенное, придаст учебному восприятию целенаправленный характер. Задача заключается в том, чтобы на материале картины подвести учащихся к определенным выводам, обобщениям, идеям, понятиям. Поэтому показ картины должен идти в сочетании со словом учителя.
Показ и объяснения по картине должны быть последовательны и логичны. Всякая непоследовательность, произвольный переход от одной композиционной группы к другой вместо упорядочения вносят сумятицу в восприятие и имеют результатом сбивчивые, неясные представления учащихся о предмете изучения.
|
|