ТОБОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
им. Д.И.Менделеева
официальный   сайт
Посев научный взойдет для жатвы народной... (Д.И.Менделеев)
Контакты:
Русский English
ТГСПА им.Д.И.Менделеева

Набор на профессорские должности

11.02.2018

Одним из последствий сужения социальной базы для набора на профессорские должности в раннее Новое время стало и сужение географического охвата. Узкородственные связи и непотизм наряду с международными и религиозными альянсами европейских государств привели к утрате международного и межрегионального характера преподавания. В раннее Новое время в большинстве университетов издаются постановления о том, чтобы при назначении на ведущие кафедры предпочтение отдавалось местным гражданам, и указы об обязательной клятве ученых не соглашаться на иностранные должности, что вело к сокращению числа преподавателей-иностранцев в университетах. Например, в Пруссии рядом эдиктов запрещалось знаменитым профессорам увольняться со своей должности, чтобы принять более выгодное предложение в каком-либо ином немецком университете. Чтобы пройти набор в такой университет, студенты заранее начинали учить немецкий. Только так можно было легко сдать экзамены.

В 1744 г. некий профессор Шмаус из университета Галле смог принять предложение занять кафедру в Геттингене только после того, как уведомив власти о покупке другого дома, погрузил все свои вещи в повозку и быстро пересек границу. Канцлер Кенигсбергского университета жаловался в 1768 г., что «уроженцы никуда не выезжают, иноземцы не приезжают, поэтому жизнь здесь вялая и самодовольная». Такие жалобы ярко выражают изменения в характере профессуры в ранее Новое время: если профессора XVI в. считали себя членами «Республики писем», т. е. членами международного сообщества, стоящего вне национальных границ, то изменения, произошедшие к концу столетия, привели к формированию национального типа ученого - весьма характерного явления в XVIII в.

Некоторые университетские реформаторы предпринимали попытки противостоять тенденции превращения профессуры в национально замкнутые корпорации. Успех в деле привлечения иностранных студентов в университет зависел не только от наличия развитой инфраструктуры, но и от умения администраторов набирать на преподавательские должности признанных ученых, которые, в свою очередь, могли привлечь достаточное число студентов, предпочтительно богатых и знатных, и сделать университет достойным и интересным местом, как для студентов, так и для преподавателей. Поэтому в более молодых университетах, например в Марбургском, государство стремилось обеспечить профессорам жалованье, способное конкурировать с окладами в самых известных старейших университетах. То же самое относится к политике Лейденского университета времен его первого куратора Яна ван дер Дуса (1545-1604), который для привлечения в университет иностранных ученых использовал методы, применяемые и наше время, а именно предлагал высокие оклады при небольших учебных нагрузках. То же самое происходило в университете Геттингена, где Г. А. фон Мюнхгаузен, используя политическое влияние ганноверского курфюрста, освобождал профессоров от службы у других князей, оплачивал расходы по переезду, улаживал жилищные вопросы и т. д., вследствие чего было просто невозможно отклонить приглашение на должность в Геттингене.